Алкоголизм — заболевание, которое развивается в силу многих причин. Имеют значение наследственность, особенности физического здоровья, социальные факторы: уровень образования и даже политика государства в отношении спиртных напитков. Однако при прочих равных условиях один человек становится зависимым от алкоголя, в то время как второй не притрагивается к рюмке. Почему?
Играют роль психологические факторы. Есть несколько типичных особенностей личности зависимого человека, которые определяют склонность к алкоголизации.
Личность зависимого человека
Исследователи выделяют несколько черт личности человека, склонного к алкоголизму. Одной из них является недостаточная организованность личности, нехватка самодисциплины. Такие люди проявляют склонность к проявлению гнева на внешние факторы и других людей в ситуациях, когда что-то не получается или не удовлетворена та или иная потребность.
Для зависимых характерна склонность приписывать успехи и неудачи внешним факторам: например, успех в профессии человек списывает на банальное везение и не считает своей заслугой. В это же время увольнение по статье он объяснит тем, что его оговорили перед начальником и не увидит своей вины в том, что систематически опаздывал на работу.
Люди, склонные к зависимому поведению, чаще импульсивны, к тому же стремятся подчеркнуть свою мужественность. Им свойственно неумение справляться с тревогой и низкая стрессоустойчивость. В трудной ситуации такой человек не может справиться с плохими эмоциями социально приемлемыми путями: дыхательной практикой, занятиями физкультурой, общением с единомышленником и т.д. Есть вероятность “ухода” от проблемы, в связи с этим он и ищет утешения в рюмке.
Особенности мышления зависимого от алкоголя пациента
Исследования психологов показали, что для большинства алкоголезависимых характерна ригидность мышления.
Что это значит?
Ригидное мышление — это отсутствие гибкости, адаптируемости, неумение приспосабливаться к изменившимся условиям и обстоятельствам. Упертые консерваторы тяжело перестраивают мышление или вовсе не могут этого делать. Такие люди “со скрипом” отказываются от намеченного плана действий, не могут корректировать поведение в изменившейся ситуации. Например, человек настроился на эмоциональный и тяжелый разговор с продавцом, отпустившим некачественный товар. При встрече оппонент проявляет неожиданную вежливость и доброжелательность, сам предлагает обменять или вернуть деньги. Обладатель ригидного мышления скорее всего будет грубым, ему сложно перейти в мирное русло беседы и отказаться от своего плана “отвоевать” деньги.
Мышление зависимого человека влияет на его поведение. И часто именно ригидность является основой многолетних привычек, от которых человек порой и не думает избавляться. Ему свойственно зацикливаться на своих переживаниях.
Ригидность зависит и от черт характера человека.
- невозможность увидеть мир под другим углом тогда, когда получает новую информацию о нем;
- склонность действовать по старому плану несмотря на перемены;
- сложность с принятием самостоятельного решения;
- неспособность менять устоявшиеся привычки и потребности, а также пути их удовлетворения;
- склонность к зацикленности на объекте или действии.
Охарактеризовать такого человека можно как излишне упрямого. Он часто — “раб” своих привычек, и зависимость может сформироваться не только от алкоголя. Такие люди впечатлительны, и все новое может вызывать шквал эмоций.
Особенности воспитания
Черты личности и особенности мышления формируются в семье, поэтому от воспитания зависит очень много.
Еще в раннем детстве может появиться повышенная тревожность, страх всего нового, к тому же пример родителей или значимых старших может быть не самым лучшим.
Окружение человека играет большую роль в формировании его отношения к жизни. Первой маленькой средой является семья. Если атмосфера и отношения между членами семьи оставляют желать лучшего, это не может не отразиться на личности ребенка.
Стили воспитания, которые могут привести к появлению негативных черт характера:
- авторитарный стиль: слишком строгое воспитание, необоснованные и непонятные ребенку запреты и ограничения, принуждения;
- попустительский стиль: отсутствие должного внимания, участия родителей в формировании самодисциплины ребенка, обучении владению своими эмоциями;
- потакающий: при отсутствии понятной системы запретов родители проявляют чересчур внимания к ребенку, чрезмерно отзывчивы и снисходительны, что приводит к неадекватной самооценке, эгоистичности, отсутствию целеполагания.
Дети, воспитанные родителями в таком ключе, часто страдают от неадекватной самооценки, несамостоятельности, неумения владеть своими чувствами. Им сложнее адаптироваться в социуме и они более склонны к зависимому поведению.